Медиация в Москве и Московской области

+7 (903) 792-84-94

Регистрация

Статистика

Яндекс.Метрика

Школьная медиация

Медиация - это  способ урегулирования спора при участии  третьей нейтральной стороны  МЕДИАТОРА.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО  от 18 ноября 2013 г. N ВК-844/07

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

В соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1916-р, Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях.

В.Ш.КАГАНОВ

СОГЛАСНО этому   документу в Московской области  1 сентября 2015  года создана  СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ :

 в г. ДЗЕРЖИНСКИЙ, в лицее № 3  им. Главного  маршала авиации А.Е.Голованова

Руководитель Службы Школьной Медиации -   Ирина Ивановна Манина, психолог, медиатор, тренер- преподаватель.

 

 

СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

           Начало учебного года в лицее № 3 им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова ознаменовалось многими интересными событиями, в том числе и организацией уникальной структуры: СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ (далее СШМ), единственной в Московской области.

           Если внимательно изучить новый ФГОС,то становится понятным, что без введения инноваций в образовательную деятельность лицея невозможно работать продуктивно и «сформировать благополучное, гуманное и безопасное пространство для полноценного развития и социализации детей и подростков».

Основываясь на Федеральных законах № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», № 273-ФЗ « Об образовании в РФ», № - 193-ФЗ « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Конвенции о правах ребенка, Гаагской Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве и Рекомендаций Минобрнауки РФ от 18.11.2013 №-ВК-54/07  директором лицея № 3 В.В.Цыганковой в августе 2015 года был приглашен профессиональный медиатор и создана инновационная структура: СШМ, руководителем которой была назначена И.И.Манина, психолог, тренер-преподаватель, профессиональный медиатор, член СРО « Национальная организация медиаторов».

         В августе был разработан и утвержден План деятельности новой структуры. Для успешной работы в выбранном направлении были проведены соответствующие подготовительные мероприятия: проведена разъяснительная работа с учащимися, родителями и преподавателями лицея. Медиатор был представлен педагогическому коллективу на педсовете, родителям на родительских собраниях, учащимся на уроках « Школа миротворчества» и классных часах.

В ноябре месяце началась работа по подготовке юных медиаторов, из числа наиболее способных к данному виду деятельности, учащихся 5-8 классов. Параллельно проводились тематические семинары для родителей.

Так, 1 и 11 ноября 2015 г. были организованы 3-х часовые семинары для родителей 2-х и 5-х классов « Почему ребенок плохо учится и как ему помочь», который вызвал интерес у участников семинара.

Начиная с 3-го ноября, для учащихся лицея были организованы авторские тренинги « Медиативный подход к урегулированию конфликтных ситуаций», адаптированные для детей разных возрастов, на которых ребята изучали техники и инструменты медиации, учились сотрудничать, урегулировать споры. Спустя несколько занятий учащиеся уже могли самостоятельно урегулировать спор, вне зависимости от возраста спорящих сторон, оказать поддержку участникам конфликта и помочь им понять друг друга. Благодаря полученным знаниям на тренингах, ребята смогли повысить свою коммуникативную компетенцию, что также хорошо сказалось на их Я - концепции и саморазвитии.

Была выдвинута гипотеза, что пройдя определенный курс подготовки на тренингах по медиативному подходу, лицеисты 5-х классов смогут сотрудничать с лицеистами 8-х классов , активно общаться друг с другом, не взирая на разницу в возрасте.

6 декабря 2015 года, в качестве эксперимента, были объединены две группы юных медиаторов: первая группа лицеистов 5-6 классов, вторая группа лицеистов 8-х классов.


Данный эксперимент показал, что учащиеся 5-6 -х классов, благодаря адаптированному для данного возраста плану занятий, смогли проводить медиацию наравне с учащимися 8-х классов, практически не уступая старшим в прояснении истинных интересов сторон.

         Результаты объединения разновозрастных групп юных медиаторов подтверждают нашу гипотезу о возможности принятия учениками основ философии и принципов медиации, уважительного отношения к окружающим их людям и на формирование адекватной самооценки .

При прояснении целей посещения тренингов лицеистами было выяснено, что многие из участников хотят научиться именно медиативному подходу к урегулированию споров, понимать людей и правильно трактовать их намерения, избавить от конфликтов своих друзей и родителей.

« Хочу, чтобы все жили мирно и не ссорились! » - так формулировали лицеисты свое желание и намерение посещать тренинги по выходным.

       Карл Роджерс был прав, когда утверждал, что принципы медиации способствуют росту и проявлению позитивных глубинных намерений человека.

18 декабря 2015 года был организован мастер-класс " Медиативный подход к урегулированию конфликтных ситуаций"  для педагогов и директоров учебных заведений Московской области  а рамках  Региональной научно-практической конференции " Психолого-педагогические аспекты в формировании социальных компетенций".

Гости мастер-класса и участники были приятно удивлены увиденным и услышанным , о чем  с благодарностью к организаторам выскались в заключительной части конференции.

Это - настоящий успех СШМ!!!

 

 

___________________________________________________________________________________________________

ПОЧЕМУ  СЛЕДУЕТ  ОБРАТИТЬСЯ К МЕДИАТОРУ?

Порой наши эмоции не позволяют  сохранить спокойствие в тех вопросах, которые  очень важны для нас. Иногда люди не могут даже поговорить друг с другом, когда тема очень волнующая и затрагивает глубинные интересы сторон.

Стремление"сохранить лицо " не дает возможности  пойти на мировую, или просто принести извинения, первому протянуть руку.

Взаимные обиды усложняют общение, а порой - и прекращают его надолго.

Страдают не только дела, отношения,  но и сами люди. Так ли это необходимо - стать врагами???

Есть возможность сохранить добрые, цивилизованные отношения, построить их на новом уровне при помощи медиативного подхода и профессионального медиатора.

Профессиональный медиатор, используя инструменты и техники переговорного процесса, поможет услышать и понять потребности  друг друга.

Конечно, новое и незнакомое может вызывать недоверие. Это естественно. Мы быстрее доверяем тому, что знаем. Например - наши близкие или друзья  быстрее вызывают доверие, чем незнакомы человек.

 

ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?

Что ТАМ, на этой процедуре, происходит???

На медиации ЗАСТАВЛЯЮТ  мириться?

Зачем нужен третий человек?

Почему должны присутствовать сами участники конфликта, а не их доверенные лица- адвокаты?

Вопросов возникает много.Постараюсь ответить на некоторые из них.

1. Первая встреча.

Медиатор  подробно, в начале процедуры,  рассказывает, что и как будет происходить,

стороны договариваются о месте и времени встречи ( чтобы всем было удобно).

2. На процедуре медиации:

Медиатор знакомит участников спора с очередностью действий:

Сначала звучит краткий рассказ ( фабула спора) каждого из участников - поочередно;

Затем  происходит выбор самых важных тем для совместного обсуждения;

Далее - подробные обсуждения каждой их названных тем;

Потом будет проведена работа с возражениями, прояснение потребностей;

После этого начнется поиск вариантов разрешения сложившейся ситуации;

И в финале состоится проверка на исполнимость каждого из вариантов;

В заключении происходит составление и подписание медиативного соглашения ( тут могут быть привлечены юристы).

 

Вопросы медиатору  можно задавать - он с готовностью ответит.

Но и вы должны быть готовы к тому, что медиатор также будет задавать множество вопросов. Зачем? Чтобы  помочь понять  присутствующим, что может оказать реальную помощь в урегулировании конфликта.

Что или кто может сыграть позитивную роль? Что для каждого важно сейчас, что - в будущем?

Весь разговор останется в тайне - конфиденциальность  один ихз основных принципов медиации, она гарантирована ЗАКОНОМ.

 

Медидатор не будет советовать, оценивать Вас, учить. Он - равноудален и равноприближен к каждому из участников. Он - нейтрален. Конечно, у него тоже есть нервы, он эмоционален, эмпатичен - без этого невозможно быть хорошим специалистом. Но у него есть определенные установки и принципы, которые помогают в процессе медиации.

Один из основных - ПРИНЯТИЕ. Медиатор принимает ситуацию, себя в этой ситуации, участников - такими, какие они есть. Медиатор верит в то, что люди умеют договариваться. Он всегда интересуется людьми.

 

И это дает ему шанс оказать поддержку сторонам и показать верный путь к решению вопроса.

 

Медиация в Москве и Московской области Copyright @ 2015-2017. Все права зщищены.