Медиация в Москве и Московской области

+7 (903) 792-84-94

Статистика

Яндекс.Метрика

СТАТЬИ

 

Медиация. Практика обучения.

Ирина Манина

сертифицированный медиатор, тренер-медиатор с 2011 года,

член СРО  НП «Национальная организация медиаторов»,

руководитель СШМ МБОУ «Лицей № 3»

 имени главного маршала авиации А.Е.Голованова.

В соответствии с положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»  от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 развитие служб медиации становится одним из приоритетных направлений развития образовательных учреждений.

Поясним термины, используемые в данной статье.

Медиация - структурированный процесс альтернативного разрешения спора (АРС), в котором нейтральная третья сторона (медиатор) содействует двум другим, спорящим,  сторонам  в выработке жизнеспособного и взаимовыгодного варианта решения  их конфликта на основе соблюдения принципов добровольности, сотрудничества и взаимного уважения.

Медиативный подход – осознанное применение инструментов и техник медиации для профилактики или разрешения конфликтной ситуации, даже самими участниками конфликта.

В современной практике медиации школьных конфликтов используются две организационные модели:

ü  медиация по принципу «скорой помощи», направленная на содействие в разрешении конфликтов, имеющих высокую степень актуальности;

ü  профилактическая медиация или медиативный подход, где основной акцент делается на формирование коммуникативной компетентности и осознанное применение инструментов медиации участниками образовательного пространства, что способствует снижению количества и остроты конфликтов.

ü  Опыт работы показывает, что для образовательных учреждений наиболее предпочтительной является вторая модель, что связано с особенностями структуры образовательного учреждения и организационными условиями на данном этапе развития образовательной системы РФ:

ü  наличием трудноразрешимого вопроса о том, в сферу ответственности какого специалиста попадает деятельность  профилактики и медиации школьных конфликтов;

ü   отсутствием в школах штатных единиц, а  также специалистов, имеющих соответствующую подготовку по медиации;

ü  закрытостью школьной системы, желанием сохранять в тайне всё происходящее;

ü  отсутствием ресурсов реального (временного и материального) осуществления медиативной деятельности педагогами образовательных учреждений даже при включении пункта по медиации школьных конфликтов в их планы  работы или общего плана работы школы;

ü  отсутствием возможности соблюдения всех принципов медиации при проведении процедуры медиации.

 В связи с этим представляется целесообразной поэтапная реализация задач, связанных с внедрением технологий медиации, а именно – медиативного подхода, в образовательное пространство.

 Первым этапом такой работы может выступать деятельность классного руководителя, педагога-психолога начальной школы, направленная на профилактику межличностных конфликтов, повышение уровня коммуникативной компетентности учащихся. Такую работу целесообразно, начав с детьми младшего школьного, продолжать со школьниками среднего звена, младшего подросткового возраста (11-12 лет), в котором, как подтверждают проведённые исследования, межличностные отношения обостряются, создавая угрозу роста количества и интенсивности межличностных конфликтов, а затем уже закреплять полученные знания в старшей школе.

Такой подход поможет снизить вероятность групповых конфликтов в образовательном пространстве, а также устранить проблему травли (моббинга) отдельных школьников, что в последнее время становится актуальным в современном обществе.

Огромное значение для создания безопасного образовательного пространства имеет  эффективная воспитательная работа педагогического состава с родителями школьников. Тренинги, семинары, лектории, дискуссии по медиативному подходу и коммуникативным навыкам рекомендуется проводить с родителями  школьников  не только из одного класса, но и всей параллели.

Основой для успешной деятельности продвижения школьной медиации в образовании и  создании безопасного, бесконфликтного, образовательного пространства может стать  СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ, в состав которой войдут 4-5 педагогов, прошедших подготовку по базовому курсу медиации и медиативному подходу, а также проведению тренингов по медиации, и старшеклассники, также прошедшие  соответствующий курс подготовки.

В данной статье я поделюсь собственным опытом в проведении тренинга по обучению медиативным навыкам.

С чего мы начинаем?

Приведу небольшой пример одного из недавних тренингов группы педагогов, которые выразили желание научиться методу АРС и медиативному подходу.

Группа подобралась из людей разного возраста и опыта: студентов педагогических вузов, молодых учителей, маститых заслуженных педагогов, родителей школьников разного возраста. Первые минуты, естественно, отмечалось недоверие к окружающим и тренеру, повышенная тревожность из-за неопределенности сквозила не только во взглядах, но и положении тел участников.

Через 30 минут общения с тренером атмосфера резко изменилась: на лицах появились улыбки, взгляды стали заинтересованными, участники тренинга с вниманием, не перебивая, слушали то, что говорилось.

Снижение тревожности и создание доброжелательной, доверительной атмосферы – основная задача тренера-медиатора. Эта же задача – основополагающая для успешного проведения процедуры медиации. Исходя из первого принципа медиации – добровольности – следует избегать применения директивных фраз и резких движений. Только на основе добровольности каждый из участников процедуры, так же, как и участники тренинга, готовы будут пойти на сотрудничество с другими, будут стремиться к открытости и уважению, принятию мнения  других, что особенно важно для эффективного обучения медиации и проведению медиативных процедур.

Следующий этап – выработка, согласование и принятие правил поведения на тренинге, что соответствует следующему этапу при проведении самой процедуры медиации. Тренер-медиатор обращает внимание участников тренинга на то, что всё происходящее в данном помещении в период обучения, имеет непосредственное отношение и связано с медиацией.

Так происходит обучение. Схема организации обучения, проведение интерактивных тренингов, соответствует, почти копирует, структуру процедуры медиации. В этом весь смысл обучения.

Лекционные занятия, когда преподаватель – лектор,  возвышаясь за кафедрой, которая сама по себе уже есть барьер общения, декларирует два часа основополагающие принципы  медиации и призывает к их неукоснительному соблюдению, является противоположностью истинного образа медиатора и, естественно, не может дать слушателям полного  понимания действия принципов работы «волшебной» процедуры медиации. Как люди приходят к взаимоприемлемому решению? Кто или что приводит их к согласию? Как происходит снижение агрессии и приходит понимание? Как возникает принятие «противника»?

В одной статье  всё описать невозможно. Медиацию необходимо «прожить» вместе с тренером-медиатором и членами группы, чтобы самому стать человеком, способным привести спорящие стороны к согласию. Чтобы стать МЕДИАТОРОМ, проводником к миру и взаимопониманию.

Несколько  советов желающим пройти тренинги, чтобы стать медиаторами.

ü  Предварительно самостоятельно ознакомиться с законодательными актами, регулирующими деятельность медиатора, проведение самой процедуры медиации, рекомендаций по организации СШМ, которые находятся в свободном доступе в Интернете.

ü  Выделить свободное время для обучения медиации не менее шести часов в день на протяжении четырёх - шести дней. Обучение по 1- 2 часа в день – ничтожно.

ü  Выполнять добросовестно и в срок домашние задания, которые даёт тренер-медиатор.

ü  До окончания обучения НЕ применять полученные знания на своих родных и близких, т.к. без навыка применения инструментов и техник можно нанести вред взаимоотношениям. Отрабатывать навыки  лучше на участниках тренинга – это безопасно. Для этого необходимо регулярно посещать поддерживающие тренинги или проходить супервизии.

Желаю всем успехов в освоении  медиативных, жизненно важных навыков урегулирования споров!

Московский Международный Салон Образования

или звезда на карте Московской области.

( фрагмент данной статьи - на сайте МБОУ "Лицей № 3")

           С 12 по 15 апреля 2017 года в Москве проходило масштабное мероприятие – Московский Международный Салон Образования, на котором собрались профессионалы сферы образования. Нам посчастливилось стать участниками этого грандиозного мероприятия.

 

На центральной площадке ММСО, специально выделенной для Московской области, днём 15 апреля мы, команда энтузиастов в составе 4 педагогов и 11 учащихся МБОУ «Лицея №3» им. Главного маршала авиации А.Е.Голованова, выступали перед посетителями Салона, и представляли Службу Школьной Медиации нашего лицея, популяризируя медиацию и медиативный подход в образовательном учреждении.

Начальник Научно-методического центра педагогической рискологии Академии Социального Управления Лидия Николаевна Антонова –   член Совета Федерации, д.п.н., профессор - инициировала наше выступление. Научный сотрудник ЦПР АСОУ, ответственная за популяризацию медиации в Московской области Лариса Владимировна Ножичкина, подготовила информативную презентацию о медиации и смонтировала, из предварительно подготовленных нами, сотрудниками лицея, видеосюжетов, яркий видеоряд о жизни и медиативной деятельности юных медиаторов.

Представьте себе такую картинку: на огромном изображении карты Московской области выделяется только одна большая ЗВЕЗДА – город Дзержинский, в котором находится наш лицей и создана единственная действующая с 2015 года в Московской области Служба Школьной Медиации. Перед экраном, на импровизированной сцене, выстраивается группа участников мероприятия: юные медиаторы в красивой форме с надписью «Дальники» на майках, в синих пилотках, и взрослые.

На данное мероприятие группу учащихся сопровождали: директор лицея Виктория Викторовна Цыганкова, зам. директора по УВР Ольга Александровна Коваль, тренер-преподаватель медиации и руководитель СШМ Ирина Ивановна Манина, педагог-организатор Галина Ивановна Кузнецова, член Молодежного Парламента города Константин Игоревич Макиенко.

После небольшого вступительного слова организаторов и руководителей, ребята, участники группы равных «ИМПУЛЬС» Даша Бешенкова, Марина Рузанкина и Иван Коняйчев, демонстрировали навыки урегулирования споров перед всеми собравшимися. Они разыгрывали перед собравшимися зрителями   мини-ситуацию: историю с апельсином и поссорившимися из-за него сестрами. Показывали, как можно решить возникающие спорные ситуации без ссоры. Актерское мастерство, в решении споров при помощи фехтования, показывали ученики 6 Б класса Аскар и Дмитрий, а ученик 8 А класса Клим пояснял происходящее на арене. После представления медиации в действии, особо впечатлительные зрители, попросили даже фотографироваться с юными медиаторами, как с какой-то редкостью! Хотя, на самом деле, юные медиаторы сегодня – еще большая редкость.

Затем, ученик 6 Б класса Константин с легкостью, используя полученные знания на тренингах по медиации, выбрал наиболее контактных людей из числа присутствующих на площадке зрителей, чем поразил всех остальных. С этой же группой « избранных» зрителей юные медиаторы Виктория и Иван проводили игры- зажигалки и, затем, уверенно отвечали на их вопросы о медиации и медиативном подходе.

Вопросов, разнообразных, было множество. Они звучали со всех сторон. Для чего нужна медиация в школах? Что лично для вас дали эти знания? Изменилось ли что-то после обучения на тренингах по медиации в ваших отношениях с родителями, товарищами, учителями?

Приведем некоторые из ответов ребят: «Да, медиация в школе необходима. Знания о медиативном подходе придают уверенность подросткам, помогают сохранять отношения с товарищами, помогают улучшить отношения с родителями. Мы стали лучше понимать других, в том числе учителей, и себя. Тренинги по выходным дням – это отдушина, возможность рассказать товарищам в группе о накопившихся вопросах и ситуациях за неделю, получить ответы и решения. Нас тут не оценивают, как на уроках, и это очень нравится. Мы – равные на тренингах».

Нам аплодировали! С нами фотографировались! У нас брали интервью. Это – успех!

Мы покорили всех присутствующих своими знаниями, навыками и обаянием. Убедили, что Службы Школьной Медиации – необходимая реальность сегодняшнего дня.

Огромное спасибо организаторам за возможность поделиться знаниями и познакомить с полезной инновацией в школе!

Надеемся, что наше выступление поможет появиться и в других образовательных учреждениях таким же Службам Школьной Медиации, таким же группам равных. Тогда в школах будет меньше ссор, а больше сотрудничества и взаимопонимания.

Р.S. После выступления группы медиаторов лицея на Московском Международном Образовательном Салоне многие зрители выразили желание обучиться искусству медиации. Нашему лицею присвоили статус Академической площадки АСОУ, и с сентября 2017 года мы можем пригласить всех желающих обучиться медиации по Программе: « Медиация и медиативный подход в образовательном пространстве». Специалист – преподаватель медиации – в лицее есть. Это Ирина Ивановна Манина, медиатор-преподаватель, член СРО «Национальная организация медиаторов», получившая специальное обучение и Свидетельство о повышении квалификации в Научно-методическом Центре медиации и права в 2011 году, с легкой руки которой и зашагала школьная медиация по Московской области.

 

Формирование  коммуникативных навыков у младших школьников,

как ресурс успешной социализации  и участия в медиативной деятельности.

(  статья подготовлена для выступления на мероприятии  АСОУ "Круглый стол" 17 мая 2017 г. г.Мытищи)

 

       Нарастание агрессивности в обществе накладывает негативный отпечаток на психику, поведение, менталитет не только взрослой части населения, но и подрастающего поколения. На протяжении нескольких десятков лет ученые-психологи занимались изучением проблемы детской агрессивности, однако до недавнего времени вопрос о возрастании немотивированной агрессии в школьной среде не стоял столь остро. Чем объясняется всё возрастающая конфликтность в школьном сообществе? Что провоцирует неадекватное поведение детей и подростков, направляя их агрессию на родителей, учителей, одноклассников и даже друзей? Какие средства могут стать профилактикой конфликтного поведения? Что необходимо предпринять психологам и школьным учителям, чтобы избежать психологических травм от немотивированной агрессии в школе?

В последнее время проблема конфликтности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Актуальность воспитания неконфликтного поведения обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество.

Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особенно касаются подрастающего поколения, которому, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Волгоград. 14-летняя девочка, в субботний вечер выбросилась из окна квартиры, расположенной на 6-м этаже жилого дома.
Причина самоубийства: конфликт между девочкой и родителями после состоявшегося накануне в школе родительского собрания. Из-за плохой успеваемости мать отругала дочку за то, что та не желала учить уроки. После этого школьница зашла к себе в комнату, открыла окно и выпрыгнула вниз с высоты шестого этажа.

Красноярский край. , Тагара. После конфликта в школе 9-летний мальчик убежал из школы, но домой так и не пришёл. Причина: конфликт в школе. Мальчик пропал после того, когда во время праздника "День матери" циничный педагог заставил его читать стихи. При этом известно, что у школьника нет матери, а воспитывает его отец. Ученик отказался, обиделся на всех и убежал. Возможно, пропаганда любви к матери была воспринята ребенком как изощренное издевательство. Еще один случай.Уфа. В больницу доставлена школьница 6 класса с многочисленными следами побоев на теле. Драка началась в спортзале школы, и позже продолжилась на улице, в результате чего одна из конфликтующих была доставлена в городскую больницу, где пролежала несколько дней. Причина: различное материальное состояние семей.

Могло бы этого не произойти?

Как мы, педагоги, можем остановить агрессию подростков?

Когда надо начинать обучать детей неконфликтному общению?

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей навыков конструктивного, бесконфликтного поведения, развития навыков сотрудничества.

Именно в школьном сообществе у обучаемых, с самых первых классов, могут и должны формироваться навыки нравственно-этической ориентации, выбора приоритетного соблюдения моральных норм поведения в коллективе и появляется реальная возможность развития навыков сотрудничества, как со сверстниками, так и со взрослыми, формируются основы неконфликтного поведения, растёт уровень морального сознания. В формировании вышеперечисленных качеств значительную помощь младшим школьникам может оказать СШМ и члены группы равных, старшеклассники.

Каким образом?

Целенаправленной, регулярной плановой деятельностью.

Важность проблемы нарастающей агрессии в школах очевидна, и поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственно-этического поведения, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения с окружающими, необходимо как можно раньше обращать внимание на отклонения в поведении ребят. Хорошую помощь окажет анкетирование младших школьников с 7 лет, с дальнейшей разработкой корректирующих развивающих занятий, особенно с обучаемыми, продемонстрировавшими в результате диагностики низкие показатели морально-этической ориентации, что свидетельствует о возможных пробелах в их воспитании и может провоцировать конфликтное поведение со сверстниками.

Наиболее эффективным средством предупреждения конфликтов и создания безопасной атмосферы в ОУ является воспитание:

  • уважительного отношения к ценностям других людей;

  • эмпатии (умения сопереживать);

  • сензитивности ( умения сочувствовать другому);

  • апперцепции (понимать причины и мотивы поступков людей);

  • умения слушать и слышать;

  • навыков конструктивного и доброжелательного общения;

  • принятия без оценки другого таким, какой он есть;

  • умения эффективно сотрудничать с людьми иных взглядов и культур.

Задача педагогического коллектива ОУ - создать условия для организации образовательной и внеурочной деятельности обучаемых таким образом, чтобы младшие школьники учились всему вышеперечисленному ежедневно, понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России, сотрудничали и конструктивно общались друг с другом, чтобы в старших классах они с пониманием относились ко всему, что их окружает, постепенно формируя и совершенствуя в себе способность к продуктивному сотрудничеству, а не конфронтации.

К сожалению, понимание основ моральных норм в раннем возрасте не означает принятие и исполнение таковых из-за малого жизненного опыта обучаемых. Необходимо учить младших школьников на основе примеров литературных произведений, кинофильмов, уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Формирование доброжелательного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства собственного достоинства, уверенности в себе и уважения самого себя и других. Таких результатов можно добиться, используя, всё еще остающийся актуальным, сюжетно-ролевой вид деятельности в начальных классах. Ведь через игру младший школьник познает окружающий его мир взрослых отношений гораздо быстрее, а общаясь со своими сверстниками и разбирая, при помощи взрослого, конфликтные мини-ситуации, набирается опыта, который сможет позже применить в реальной жизни, как в школе, так и за ее стенами.

Старшеклассники из СШМ могут организовывать с младшими школьниками встречи, беседы, разыгрывать с ними сценки, моделировать различные спорные ситуации. Всё это должно происходить с включением элементов ролевой игры, в которой младшие школьники сами выбирают и разыгрывают роли, как положительных, так и отрицательных героев.

Особенно хороши для формирования навыков эмпатии такие игры, как « Угадай эмоцию», « Зеркало» и другие. Моделирование конфликтных ситуаций также помогает младшим школьникам освоить азы моральных норм поведения. Например, в нашем лицее, члены группы равных ИМПУЛЬС посещают занятия в 4-х классах и проводят с обучаемыми занятия, моделируя учебные конфликтные ситуации, подразумевающие разрешение таковых несколькими способами. Обсуждение поведения героев, проигрывание ситуаций по озвученным гипотезам младших школьников, даёт им возможность увидеть, какие последствия возникают, при том или ином, осуществлении предложенной обучаемыми гипотезы, при том или ином совершенном поступке. Такие учебные конфликтные ситуации могут быть организованы непосредственно на уроках и самим учителем. Например, в научной работе к.п.н Саниной С.П. представлен интересный опыт формирования навыков сотрудничество через учебный конфликт на уроках географии.

Вот несколько вариантов взаимодействия взрослого с младшими школьникам: 

Игра «Эстафета». Организуется так, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп (команд). Например: «блины» из печи из одного конца класса (или коридора) донести на «сковороде» и сложить стопкой в другом конце класса, вернуться назад и передать « сковороду» следующему члену команды. Роль взрослого в координации действий игроков (при необходимости) .

Игра «Взаимопомощь». Деятельность так организуется, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела. Например: изготовление игрушек для новогодней ёлки, реквизита для спектакля и пр.

Задание «Найти лучшее». Необходимо выделить лучшее качество у соседа по парте. При этом оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Работа групповая, на 2 парты (4 человека). На листах А4 каждый участник группы обводит свою руку, передаёт рисунок соседу, тот на одном из 5 пальцев пишет хорошее качество, затем листы передаются по кругу. Пятое качество пишет хозяин рисунка последним.

Задание «Правила». На период выполнения того или иного задания самими ребятами сообща устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Принимаются правила только при условии, что оно одобрено всеми без исключения.

Задание «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему поведения в той или иной ситуации: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

Игра «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и высказаться уже не от своего имени, а от его лица. Например: роль папы или мамы, учителя или первоклассника, полицейского или балерины и т.д.

Задание «Прогнозирование развития ситуации». Ведущий взрослый предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. Желательно рассматривать картинки или использовать фрагменты фильмов.

Навыки сотрудничества помогут сформировать совместное выполнение проектных заданий, при котором важнейшим фактором успешного завершения проекта является сотрудничество, построенное на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Воспитанию доброжелательного отношения со сверстниками способствует участие в совместных делах, не только класса, но и школы (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение, благотворительные ярмарки, совместно подготовленные выступления, участие в театрализованных постановках и пр.). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.

Особое значение в воспитании коммуникативных навыков младших школьников имеют групповые формы деятельности.

Остановимся подробно на одном из методов деятельности – проектной. Этот метод ценен тем, что представляет собой доступное средство развития различных умений и навыков младших школьников через применение разнообразных учебных приемов, что способствует формированию личностных и метапредметных УУД:

Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

•        умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);

  • умения договариваться, находить общее решение;

    умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

Проектная работа предполагает изучение объекта и передачу полученной информации другим.

В ходе работы малой проектной группы формируются:

  • умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;

  • умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; принимать друг друга такими, какие они есть:

  • умение конструктивно высказывать критику, обращая ее не на человека, а на предмет или ситуацию

  • умение рассказать о проделанной работе.

Участие в проектной деятельности также подразумевает и формирует :

  • умение ориентироваться на моральную норму в поведении;

  • способность учитывать последствия нарушения моральной нормы;

  • принятие решения и совершения поступков на основе координации и учёта нескольких моральных норм;

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей.

На уроках младшие школьники с удовольствием выполняют мини-проекты, где они могут самостоятельно разработать технологию выполнения той или иной работы на выбранную самостоятельно тему, с использованием различных материалов. Например, огромный интерес ребят вызвали работы , которые можно было сделать из засушенных листьев, картона, пластилина с добавлением кусочков ткани, пуговиц, перьев птиц. Навыки сотрудничества в таком деле совершенно необходимы: умение договариваться, распределить обязанности, выслушать аргументы члена группы. С каждым разом, с каждым новым выполненным проектом, отношения ребят становились всё лучше и крепче. Между некоторыми членами группы завязались приятельские, теплые отношения, что очень важно для мотивации учебной деятельности в следующих классах и является основой для формирования настоящей дружбы.

Результаты совместного творчества широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, обучаемые имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Выступая перед учениками своего класса или школы, перед родителями на родительских собраниях, младшие школьники повышают свою самооценку, что в дальнейшем поможет им адекватно оценить возникшую спорную ситуацию и сделать правильные выводы.

Развивая своё воображение на занятиях, они пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах и олимпиадах.

Положительные результаты группового взаимодействия в процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности дают о себе знать уже во второй половине учебного года. А к концу третьего класса младшие школьники уже могут самостоятельно организовать коллективную игру, трудовую деятельность, выполнить мини – проекты без помощи взрослых. В начале четвертого класса могут разрешать конфликтные ситуации, лишь изредка обращаясь за помощью к учителю. В пятом классе – самостоятельное разрешение спорных ситуаций становится обычным явлением.

Так, совместными усилиями педагогического коллектива, участников СШМ, а также родителей, постепенно формируются жизненно необходимые навыки у младших школьников, которые в будущем смогут пополнить ряды групп равных, помогая поддерживать в ОУ безопасную образовательную среду и способствовать профилактике конфликтов и снижению уровня агрессии.

Организация совместных мероприятий, моделирование конфликтных ситуаций, проведение занятий и сюжетно-ролевых игр с младшими школьниками, участие в проектно-исследовательской деятельности способствуют актуализации коммуникативных компетенций, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, активизирует становление доброжелательного и уважительного отношения к близким людям, людям других народностей и веры; позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка и формированию его морального сознания.

 

Формирование

коммуникативных навыков у младших школьников,

как ресурс успешной социализации

и участия в медиативной деятельности.

Ирина Ивановна Манина,

педагог-психолог МБОУ «Лицей №

руководитель СШМ, медиатор-преподаватель

Дзержинский, МО

7928494@gmail.com

 

Нарастание агрессивности в обществе накладывает негативный отпечаток на психику, поведение, менталитет не только взрослой части населения, но и подрастающего поколения. На протяжении нескольких десятков лет ученые-психологи занимались изучением проблемы детской агрессивности, однако до недавнего времени вопрос о возрастании немотивированной агрессии в школьной среде не стоял столь остро. Чем объясняется всё возрастающая конфликтность в школьном сообществе? Что провоцирует неадекватное поведение детей и подростков, направляя их агрессию на родителей, учителей, одноклассников и даже друзей? Какие средства могут стать профилактикой конфликтного поведения? Что необходимо предпринять психологам и школьным учителям, чтобы избежать психологических травм от немотивированной агрессии в школе?

В последнее время проблема конфликтности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Актуальность воспитания неконфликтного поведения обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество.

Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особенно касаются подрастающего поколения, которому, в силу возрастных особенностей, свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

 

Волгоград. 14-летняя девочка, в субботний вечер выбросилась из окна квартиры, расположенной на 6-м этаже жилого дома.
Причина самоубийства: конфликт между девочкой и родителями после состоявшегося накануне в школе родительского собрания. Из-за плохой успеваемости мать отругала дочку за то, что та не желала учить уроки. После этого школьница зашла к себе в комнату, открыла окно и выпрыгнула вниз с высоты шестого этажа.

Красноярский край. , Тагара. После конфликта в школе 9-летний мальчик убежал из школы, но домой так и не пришёл. Причина: конфликт в школе. Мальчик пропал после того, когда во время праздника "День матери" циничный педагог заставил его читать стихи. При этом известно, что у школьника нет матери, а воспитывает его отец. Ученик отказался, обиделся на всех и убежал. Возможно, пропаганда любви к матери была воспринята ребенком как изощренное издевательство.

Уфа. В больницу доставлена школьница 6 класса с многочисленными следами побоев на теле. Драка началась в спортзале школы, и позже продолжилась на улице, в результате чего одна из конфликтующих была доставлена в городскую больницу, где пролежала несколько дней.

Причина: различное материальное состояние семей.

Электросталь, МО, Ученик 8 класса нанес несколько ножевых ранений охраннику школы. От полученных ранений мужчина скончался на месте. Причина: охранник не пропускал подростка, пытавшегося зайти в учебное заведение с битой. В итоге между ними возник конфликт, и 14-летний школьник нанес мужчине несколько смертельных ножевых ударов в спину.

Могло бы этого не произойти? Как мы, педагоги, можем остановить агрессию подростков? Когда надо начинать обучать детей неконфликтному общению?

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей навыков конструктивного, бесконфликтного поведения, развития навыков сотрудничества.

Именно в школьном сообществе у обучаемых, с самых первых классов, могут и должны формироваться навыки нравственно-этической ориентации, выбора приоритетного соблюдения моральных норм поведения в коллективе и появляется реальная возможность развития навыков сотрудничества, как со сверстниками, так и со взрослыми, формируются основы неконфликтного поведения, растёт уровень морального сознания.

В формировании вышеперечисленных качеств значительную помощь младшим школьникам может оказать СШМ и члены группы равных, старшеклассники.

Каким образом?

Целенаправленной, регулярной плановой деятельностью.

Важность проблемы нарастающей агрессии в школах очевидна, и поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственно-этического поведения, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения с окружающими, необходимо как можно раньше обращать внимание на отклонения в поведении ребят. Хорошую помощь окажет анкетирование младших школьников с 7 лет, с дальнейшей разработкой корректирующих развивающих занятий, особенно с обучаемыми, продемонстрировавшими в результате диагностики низкие показатели морально-этической ориентации, что свидетельствует о возможных пробелах в их воспитании и может провоцировать конфликтное поведение со сверстниками.

Наиболее эффективным средством предупреждения конфликтов и создания безопасной атмосферы в ОУ является воспитание:

  • уважительного отношения к ценностям других людей;

  • эмпатии (умения сопереживать);

  • сензитивности ( умения сочувствовать другому);

  • апперцепции (понимать причины и мотивы поступков людей);

  • умения слушать и слышать;

  • навыков конструктивного и доброжелательного общения;

  • принятия без оценки другого таким, какой он есть;

  • умения эффективно сотрудничать с людьми иных взглядов и культур.

Задача педагогического коллектива ОУ - создать условия для организации образовательной и внеурочной деятельности обучаемых таким образом, чтобы младшие школьники учились всему вышеперечисленному ежедневно, понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России, сотрудничали и конструктивно общались друг с другом, чтобы в старших классах они с пониманием относились ко всему, что их окружает, постепенно формируя и совершенствуя в себе способность к продуктивному сотрудничеству, а не конфронтации.

К сожалению, понимание основ моральных норм в раннем возрасте не означает принятие и исполнение таковых из-за малого жизненного опыта обучаемых. Необходимо учить младших школьников на основе примеров литературных произведений, кинофильмов, уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Формирование доброжелательного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства собственного достоинства, уверенности в себе и уважения самого себя и других. Таких результатов можно добиться, используя, всё еще остающийся актуальным, сюжетно-ролевой вид деятельности в начальных классах. Ведь через игру младший школьник познает окружающий его мир взрослых отношений гораздо быстрее, а общаясь со своими сверстниками и разбирая, при помощи взрослого, конфликтные мини-ситуации, набирается опыта, который сможет позже применить в реальной жизни, как в школе, так и за ее стенами.

Старшеклассники из СШМ могут организовывать с младшими школьниками встречи, беседы, разыгрывать с ними сценки, моделировать различные спорные ситуации. Всё это должно происходить с включением элементов ролевой игры, в которой младшие школьники сами выбирают и разыгрывают роли, как положительных, так и отрицательных героев.

Особенно хороши для формирования навыков эмпатии такие игры, как « Угадай эмоцию», « Зеркало» и другие.

Моделирование конфликтных ситуаций также помогает младшим школьникам освоить азы моральных норм поведения.

Например, в нашем лицее, члены группы равных ИМПУЛЬС посещают занятия в 4-х классах и проводят с обучаемыми занятия, моделируя учебные конфликтные ситуации, подразумевающие разрешение таковых несколькими способами. Обсуждение поведения героев, проигрывание ситуаций по озвученным гипотезам младших школьников, даёт им возможность увидеть, какие последствия возникают, при том или ином, осуществлении предложенной обучаемыми гипотезы, при том или ином совершенном поступке.

Такие учебные конфликтные ситуации могут быть организованы непосредственно на уроках и самим учителем. Например, в научной работе к.п.н Саниной С.П. представлен интересный опыт формирования навыков сотрудничество через учебный конфликт на уроках географии.

Вот несколько вариантов взаимодействия взрослого с младшими школьникам:

Игра «Эстафета». Организуется так, чтобы взаимодействовали учащиеся разных групп (команд). Например: «блины» из печи из одного конца класса (или коридора) донести на «сковороде» и сложить стопкой в другом конце класса, вернуться назад и передать « сковороду» следующему члену команды. Роль взрослого в координации действий игроков (при необходимости) .

Игра «Взаимопомощь». Деятельность так организуется, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела. Например: изготовление игрушек для новогодней ёлки, реквизита для спектакля и пр.

Задание «Найти лучшее». Необходимо выделить лучшее качество у соседа по парте. При этом оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Работа групповая, на 2 парты (4 человека). На листах А4 каждый участник группы обводит свою руку, передаёт рисунок соседу, тот на одном из 5 пальцев пишет хорошее качество, затем листы передаются по кругу. Пятое качество пишет хозяин рисунка последним.

Задание «Правила». На период выполнения того или иного задания самими ребятами сообща устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Принимаются правила только при условии, что оно одобрено всеми без исключения.

Задание «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему поведения в той или иной ситуации: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

Игра «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и высказаться уже не от своего имени, а от его лица. Например: роль папы или мамы, учителя или первоклассника, полицейского или балерины и т.д.

Задание «Прогнозирование развития ситуации». Ведущий взрослый предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. Желательно рассматривать картинки или использовать фрагменты фильмов.

Навыки сотрудничества помогут сформировать совместное выполнение проектных заданий, при котором важнейшим фактором успешного завершения проекта является сотрудничество, построенное на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Воспитанию доброжелательного отношения со сверстниками способствует участие в совместных делах, не только класса, но и школы (конкурсы, игры, соревнования, которые развивают воображение, благотворительные ярмарки, совместно подготовленные выступления, участие в театрализованных постановках и пр.). Обязательно участие во всех мероприятиях, как мальчиков, так и девочек.

Особое значение в воспитании коммуникативных навыков младших школьников имеют групповые формы деятельности.

Остановимся подробно на одном из методов деятельности – проектной. Этот метод ценен тем, что представляет собой доступное средство развития различных умений и навыков младших школьников через применение разнообразных учебных приемов, что способствует формированию личностных и метапредметных УУД:

Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

•        умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);

  • умения договариваться, находить общее решение;

•        умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

Проектная работа предполагает изучение объекта и передачу полученной информации другим. В ходе работы малой проектной группы формируются:

  • умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;

  • умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; принимать друг друга такими, какие они есть:

  • умение конструктивно высказывать критику, обращая ее не на человека, а на предмет или ситуацию

  • умение рассказать о проделанной работе.

Участие в проектной деятельности также подразумевает и формирует :

  • умение ориентироваться на моральную норму в поведении;

  • способность учитывать последствия нарушения моральной нормы;

  • принятие решения и совершения поступков на основе координации и учёта нескольких моральных норм;

  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

Экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей.

На уроках младшие школьники с удовольствием выполняют мини-проекты, где они могут самостоятельно разработать технологию выполнения той или иной работы на выбранную самостоятельно тему, с использованием различных материалов. Например, огромный интерес ребят вызвали работы , которые можно было сделать из засушенных листьев, картона, пластилина с добавлением кусочков ткани, пуговиц, перьев птиц. Навыки сотрудничества в таком деле совершенно необходимы: умение договариваться, распределить обязанности, выслушать аргументы члена группы. С каждым разом, с каждым новым выполненным проектом, отношения ребят становились всё лучше и крепче. Между некоторыми членами группы завязались приятельские, теплые отношения, что очень важно для мотивации учебной деятельности в следующих классах и является основой для формирования настоящей дружбы.

Результаты совместного творчества широко используются в процессе учебной и внеурочной деятельности – таким образом, обучаемые имеют возможность убедиться в целесообразности проделанной работы.

Выступая перед учениками своего класса или школы, перед родителями на родительских собраниях, младшие школьники повышают свою самооценку, что в дальнейшем поможет им адекватно оценить возникшую спорную ситуацию и сделать правильные выводы.

Развивая своё воображение на занятиях, они пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах и олимпиадах.

Положительные результаты группового взаимодействия в процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности дают о себе знать уже во второй половине учебного года. А к концу третьего класса младшие школьники уже могут самостоятельно организовать коллективную игру, трудовую деятельность, выполнить мини – проекты без помощи взрослых. В начале четвертого класса могут разрешать конфликтные ситуации, лишь изредка обращаясь за помощью к учителю. В пятом классе – самостоятельное разрешение спорных ситуаций становится обычным явлением.

Так, совместными усилиями педагогического коллектива, участников СШМ, а также родителей, постепенно формируются жизненно необходимые навыки у младших школьников, которые в будущем смогут пополнить ряды групп равных, помогая поддерживать в ОУ безопасную образовательную среду и способствовать профилактике конфликтов и снижению уровня агрессии.

 

Организация совместных мероприятий, моделирование конфликтных ситуаций, проведение занятий и сюжетно-ролевых игр с младшими школьниками, участие в проектно-исследовательской деятельности способствуют актуализации коммуникативных компетенций, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, активизирует становление доброжелательного и уважительного отношения к близким людям, людям других народностей и веры; позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка и формированию его морального сознания.

 

 

Обо мне

ИРИНА ИВАНОВНА МАНИНА

магистр психологии, сертифицированныймедиатор, тренер медиаторов,

член СРО НП  " Национальная организация медиаторов" с 2012 года.

Педагог-психолог, руководитель Службы Школьной Медиации в МБОУ "Лицей № 3"с 2015 года.

Координатор Академической внедренческой площадки ГБОУ ВО "Академия социального управления"с 2017 года.


ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - постоянно.

Институт Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии:

Эриксоновский гипноз.Полный курс ( 2003-2005 г.)

АНО "Научно-методический центр медиации и права":

"Медиация. Базовый курс". Выдано свидетельство  ППМ - I (2009)

"Медиация. Тренинг тренеров". Выдано свидетельство тренера-медиатора( май 2010)

"Семейная медиация". Выдано свидетельство ( Лиза Паркинсон)

ФГБОУ ВО МГППУ:

Перинатальная психология. Психология родительства. ( 2011)

Магистратура.Психология образования. Психология и педагогика воспитания учащихся.(2016)

Московский Институт Психоанализа

Смысложизненные ориентации.

ЛогоАрт-терапия

Экзистенциальный анализ.

Групповая терапия.

Спикер и ведущий мастер-классов региональных семинаров и круглых столов:

Форум  "Планета Людей" под патронажем Л.Путиной .

" Медиация и медиативный подход" .  Москва ( 2010 год).

" Психолого-педагогические аспекты  формирования социальных компетенций учащихся" ( 09.12.2016).

 "Школьная медиация и медиативный подход".  ( 26.03.2016)

" Служба школьной медиации. Перспективы развития"  ( январь, март, сентябрь 2016 г).

" Медиативный подход как метод успешного лифтинга в современных социокультурных условиях" ( 26.03.2016 г.)

"Служба школьной медиации: перспективы развития" (октябрь 2016)

Первый межрегиональный форум Служб Школьной Медиации ( 29.09.2017)

Спикер и ведущий мастер-классов на Международных научно-практических конференциях и симпозиумах:

" ДОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ДЕТСТВА" ( сентябрь 2016)

"ПЛАНЕТА КОУЧИНГА"( 17-18.02.2017)

"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ" (15.04.2017)

"МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ"(14.04.2017 )

"ПОТЕНЦИАЛ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"( 16.02.2018)

МЕДИАЦИЯ В МОСКВЕ И МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТИ

 

                            О МЕДИЦИИ и  МЕДИАТИВНОМ ПОДХОДЕ.

 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

      До 1 января 2017 года во всех образовательных учреждениях рекомендовано сформировать

                                                               СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ. 

Основная цель Службы Школьной Медиации - создание безопасного образовательного пространства для всех его участников, профилактика конфликтов, снижение агрессии посредством повышения уровня  коммуникативных навыков учащихся, их родителей и опекунов, педагогов.

Мы работаем не только с учителями и учениками. Сфера деятельности школьного медиатора гораздо более широкая: члены семей учащихся, сотрудников образовательного учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних. Медиативные консультации, обучение, медиативные процедуры - проводятся на безвозмездной основе.

В 2010 году разработана  Программа Подготовки Медиаторов, на основании которой строятся учебные программы. Существует рамочная  программа Подготовки Тренеров-Медиаторов.

Разработан Профессиональный Стандарт Медиатора, который вступил в силу с января 2015 года.

Медиатором - профессионалом  может стать любой человек с высшим образованием  в возрасте 25 лет и старше, получивший специальную подготовку по медиации.  Надо ли ждать 25 лет, чтобы начать обучение?

Пройти обучение по  БАЗОВОМУ КУРСУ МЕДИАЦИИ можно в любом возрасте, но стать профессиональным медиатором - только после 25 лет и при наличии высшего образования.

Основание: 

1. Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об 

альтернативной процедуре урегулирования споров с участием 

посредника (процедуре медиации)» 

2.18 ноября 2013 г. N ВК-54/07вн  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
 
3.18 декабря 2015 г. № 07-4317  ПИСЬМО О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
 
 

 

Семейная медиация

Общение между поссорившимися супругами возможно организовать. Не всегда процедура медиации ведет к примирению мужа и жены, но всегда - к пониманию друг друга. Часто, за пониманием мотивов поступков другого, наступает осознание своей неправоты, и отношения между двумя людьми , ранее влюбленными друг в друга и  прожившими несколько лет бок о бок, становятся более приемлемыми, менее напряженными и даже дружественными. Возможности медиации не безграничны, но они очень широки и позволяют медиатору практически" творить чудеса". Так обозначил работу медиатора один из моих клиентов. У него был затяжной спор с матерью его ребенка, они несколько месяцев не могли договориться: отец хотел видеть ребенка чаще,брать его с собой в отпуск, а мама всячески препятствовала его намерениям. В процессе 6 часовой процедуры медиации были проговорены многие детали, прояснены позиции и интересы сторон, и заключен меморандум ( соглашение о намерениях), условия которого обе стороны  исполнили  быстро и в полном объеме. Волшебство медиации).

Отзыв клиента:

" Если бы мы знали, что медиация творит такие чудеса, мы давно бы обратились к Вам! И наш ребенок получил бы гораздо больше родительской ласки... но мы даже не догадывались и не верили, что такое возможно: ДОГОВОРИТЬСЯ между собой без криков и оскорблений. Спасибо Вам!".

Другая ситуация. Ребенок совершил противоправный поступок. Родители в ужасе: обащаться в полицию? Понятно, что несовершеннолетнего ребенка поставят на учет в КДН, а это пятно на всю семью! Что делать? По совету знакомых обратились ко мне,  медиатору. Мы провели процедуру медиации в этот же день, "по горячим следам". Были слезы, взрыв эмоций, затем пришло понимание и раскаяние за содеяное. Мы смогли дать возможность встретиться потерпевшему и обидчику, переговоры прошли с соблюдением всех принципов медиации, что помогла сохранить лицо одному и получить поддержку другому  участнику процедуры.

Результат: несовершеннолетний нарушитель изменил свое поведение и в дальнейшем не совершал таких поступков. Он стал более серьезно относиться к различным ситуациям, а через несколько месяцев  встретился со мной и поблагодарил за предоставленную возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону. Родители отметили в ребенке  значительные улучшение в учебе, внутри семьи отношения  тоже изменились и стали более теплыми и дружественными. Классный руководитель заметил в ученике появившиеся новые качества: инициативность, пунктуальность, собранность и серьезность на занятиях.

Волшебство медиации проявилось даже  в воспитании школьника!

____________________________________________

 

С вечера поссорились супруги,
Говорили много резких слов.
Сгоряча не поняли друг друга,
Напрочь позабыли про любовь.

Утром мужу на работу рано,
А на сердце — горечи печать.
За ночь глупость ссоры осознал он,
Подошел жену поцеловать.

Не спала, но все же притворилась,
Отвернула в сторону лицо.
В глубине обида затаилась,
Как удав, свернувшийся кольцом.

Дверь закрыл — ни слова на прощанье,
Со двора на окна посмотрел...
Если б они знали, если б знали,
Что ушел из дома насовсем.

А жена привычными делами,
Как всегда, своими занялась:
Детское бельишко постирала,
Борщ сварила, в доме прибралась.

Чистый пол, помытая посуда,
И с работы скоро муж придет.
— Я с ним разговаривать не буду,
Пусть прощенья просит, пусть поймет.

Гордость в сердце вздыбилась высоко:
— Первою к нему не подойду!
По ролям разыгрывалась ссора
В воспаленном дьяволом мозгу.

Шесть пробило, семь и полвосьмого...
Неподвижна дверь, молчит порог.
И в тревоге что-то сердце ноет,
Где же задержаться так он мог?

Вдруг какой-то крик и суматоха,
Чей-то голос, плачущий навзрыд,
И соседский мальчуган Алёха
Крикнул, запыхавшись: «В шахте взрыв!»

Взрыв. Совсем коротенькое слово,
Сердце будто в клочья порвало.
Нет, она к такому не готова!
Может, жив он, может, повезло.

И в слезах по улице бежала,
Вспоминая с болью прошлый день,
Как в обиде злилась и кричала,
Застилала разум злобы тень.

Заведенной куклой повторяла:
— Мой родной, о только бы не ты.
Я б к твоим ногам сейчас упала,
Прошептав короткое «прости».

Им бы знать вчера, что будет завтра,
По-другому все могло бы быть.
Смерть, как вор, приходит так внезапно,
Не оставив шанса долюбить.

Прогремит неумолимо грозно
Приговор. Его не изменить.
Исправлять ошибки слишком поздно,
С этой болью ей придется жить.

Люди, будьте к ближним своим мягче,
Относитесь с нежностью, добром
И не обижайте, а иначе
Можно горько каяться потом.

Эдуард Асадов

 

ИРИНА ИВАНОВНА МАНИНА - опытный семейный медиатор.

2010 год. В Москву приезжает Лиз Паркинсон, авторитетнейший  семейный  медиатор Великобритании. Пропустить ее тренинг - значит упустить синюю птицу удачи - невозможно! И я снова на учебом тренинге в Центре Медиации и Права, на Тишинке. Это был взрыв мозга! Столько возможностей открылось...Потрясающий тренинг, огромное море эмоций и информации. Вера в свою миссию окрепла еще больше. Я - могу!

С тех пор  -  советы Лиз всегда со мной. Они помогают  в работе с семьями, с детьми, с мамами и папами " неудобных" детей.Когда вопрос касается детей,  места их проживания, их обучения, культурного досуга, раздела совместно нажитого имущества и иных вопросов - лучшего метода договориться, чем медиация, на мой взгляд - не существует.

В процессе работы становится понятно, что семейная медиация имеет огромные перспективы развития в нашей стране. Это поле деятельности семейных медиаторов, которые могут оказать значительную помощь обществу в сохранении позитивных взаимоотношений между супругами. Медиация - лучший способ  сохранить полноценные отношения и психическое здоровье  близких, небезразличныз друг другу, людей.

 

 

 

 

 

Медиация в Москве и Московской области Copyright @ 2015-2017. Все права зщищены.